главная > законодательные акты

Законодательные акты

КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА
«О регулировании рынка прямых продаж»

1. Понятие и цели регулирования

Регулирование рынка прямых продаж – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование прямых продаж охватывает всех его участников:

―    производителей;
―    продавцов;
―    профессиональных посредников;
―    организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование прямых продаж охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

―    производственные;
―    посреднические;
―    инвестиционные;
―    спекулятивные.

Регулирование прямых продаж осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различается:

―    государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в
        компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
―    регулирование со стороны профессиональных участников прямых продаж, или
        саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны,
        государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным
        или отобранным им организациям профессиональных участников прямых продаж. С другой
        стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает
        некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
―    общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном
        счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных
        бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия
        государства или профессионалов рынка.

Регулирование прямых продаж имеет следующие цели:

―    поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников
        рынка;
―    защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или
        организаций, от преступных организаций;
―    обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на продукты на основе спроса
        и предложения;
―    создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской
        деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
―    в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и
        рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
―    воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для
        повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

2. Процесс регулирования рынка прямых продаж

Процесс регулирования рынка прямых продаж включает:

―    создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений,
        инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят
        функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
―    отбор профессиональных участников рынка; современный индикатор прямых продаж, как
        пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не
        любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это
        сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и
        капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями
        или органами;
―    контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил
        функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными
        органами;
―    систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями
        могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение
        из рядов участников рынка.

3. Принципы регулирования прямых продаж

Принципы регулирования российского рынка прямых продаж во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка прямых продаж.

Основные принципы:

1.    Разделение подходов в регулировании отношений между производителем и продавцом, с одной
        стороны, и отношений с участием других участников рынка – с другой.
2.    Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках
        рынка – производителях, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим
        механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге
        для принятия деловых решений при операциях на рынке;
3.    Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества
        услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных
        документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты
        регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не
        упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
4.    При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что
        нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
5.    Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения
        проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
6.    Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования прямых продаж,
        имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию
        национального рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему
        регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового
        рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не
        следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить
        прогресс в регулировании рынка;
7.    Оптимальное распределение функций регулирования рынка прямых продаж между
        государственными и негосударственными органами управления (коммерческими
        организациями, общественными организациями).

4. Государственное регулирование рынка прямых продаж

Государство на российском рынке прямых продаж выступает в качестве:

―    регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
―    верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка прямых продаж – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

―    государственные и иные нормативные акты;
―    государственные органы регулирования и контроля;
―    прямое или административное управление;
―    косвенное или экономическое управление.

Формы государственного управления рынка

Прямое, или административное, управление рынка прямых продаж со стороны государства осуществляется путём:

―    установления обязательных требований ко всем участника рынка прямых продаж;
―    регистрации участников рынка прямых продаж;
―    лицензирования профессиональной деятельности на рынке прямых продаж;
―    обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
―    поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком прямых продаж осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

―    систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
―    денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
―    государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых
        ресурсов и др.);

Структура органов государственного регулирования российского рынка прямых продаж в настоящее время ещё не сложилась.

В нее должны входить:

1.     Высшие органы государственной власти:
―    Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок прямых продаж
―    Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка
        прямых продаж в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами;
―    Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

2.     Государственные органы регулирования рынка прямых продаж министерского уровня:
―   
Министерство промышленности и торговли;
―    Министерство здравоохранения и социального развития;
―    Федеральная антимонопольная служба; Роспотребнадзор.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок прямых продаж.:

        Гражданский кодекс РФ, части I и II (2006 г.);
        Закон "О торговле" (2005 г.).

5. Саморегулируемые организации рынка прямых продаж

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка прямых продаж на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

―    разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на
        рынке;
―    осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований,
        обязательных для работы на данном рынке;
―    контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
―    информационная деятельность на рынке;
―    обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.