К интеллектуальным чувствам относится. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Принципы классификации чувств

К интеллектуальным чувствам относится. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Принципы классификации чувств
К интеллектуальным чувствам относится. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Принципы классификации чувств

В различных классификациях эмоциональных явлений интеллектуальные чувства относятся к разряду предметных (22) или высших чувств (30). Они возникают в связи с особенностями мыслительной деятельности, процессами решения практических и теоретических задач, приобретения знаний. К ним относят чувства любви к знаниям, творческие чувства (30), чувство любознательности в определенной области знаний, любовь к истине (6; 29). Феноменологически интеллектуальные чувства выступают в виде переживаний ясности мысли, удивления, догадки, уверенности, сомнения, удовлетворения от результатов деятельности, любопытства, успеха-неуспеха (6; 7; 21; 29; 30), эмоционального отклика на складывающуюся при решении мыслительной задачи ситуацию (3).

Специфика интеллектуальных эмоций и чувств заключается в их возникновении только в мыслительной деятельности под влиянием познавательного мотива, в обусловленности целью мыслительной деятельности их направленности на определенные составляющие последней, в отражении ими складывающегося в ходе деятельности соотношения между познавательным мотивом и успехом реализации деятельности (6).

В сложной структуре интеллектуальных эмоций предельно широко представлено отражаемое содержание и очень сокращенно - чувственное переживание; при этом собственно переживание максимально связано с целями и минимально - с условиями и средствами достижения цели (3).

По вопросу о месте интеллектуальных эмоций в структуре мыслительной деятельности имеют место разные точки зрения. Эмоции рассматриваются в качестве пускового, отправного момента мышления; регулятора мыслительной деятельности; результата деятельности субъекта, включающегося в оценку действительности; обязательного компонента мышления; они переплетаются с мышлением в своем функционировании на высших уровнях (5; 6; 8; 12; 19).

К функциям интеллектуальных эмоций относят следующие: предвосхищение, подкрепление, функцию "эвристик" или эмоционального решения, ориентирующую, побуждающую, констатирующую, синтезирующую, презентации в сознании субъекта текущих целей и условий их достижения, регулирующую, направляющую функцию как двигателя мышления в мотивационном плане, избирательности в отражении информационного состава познавательного образа, энергетизации и активизации мыслительной деятельности, опосредования побуждающей роли познавательного мотива, санкционирующую и др. (3; 6; 8; 19; 29). Вместе с тем большинство из выделенных функций не являются специфичными для интеллектуальных эмоций, проявляются только на отдельных этапах мыслительной деятельности, являются следствием разноплановых эмпирических процедур изучения интеллектуальных эмоций. Практически все отечественные работы, адресованные изучению интеллектуальных эмоций, начинаются с традиционной констатации неразработанности и неудовлетворительного состояния анализируемого вопроса. Исследователи едины в одном: эмоции и мыслительная деятельность взаимосвязаны, одно без другого не удается изучить.


Выделим наиболее значимые закономерности для интеллектуальных эмоций.

Условия их возникновения . На возникновение интеллектуальных эмоций влияет тип (интерес и сложность) выполняемой деятельности. Решающее значение отводится творческой деятельности, связанной с процессом нахождения "нового" при условии минимального использования готовых схем умственных действий (5; 6).

Модальность интеллектуальных эмоций связывается со стадиями мыслительного процесса. На первой его стадии - формировании проблемы- возникают эмоции удивления; на стадии разрешения проблемы - эмоции догадки, конкретизирующиеся в эмоциях уверенности и сомнения; на стадии проверки правильности гипотез - эмоции успеха-неуспеха.

Особенности эмоциональных процессов изучаются в связи смотивированностью деятельности . Деятельность с внешней мотивацией более эмоционально насыщена, эмоциональные оценки собственных достижений амбивалентны и следуют за незначительными объективными достижениями. Деятельность с внутренней результативной мотивацией также эмоционально насыщена, но эмоциональные оценки, оставаясь амбивалентными, зависят от общей цели (принципа преобразования наличной ситуации). Деятельность с внутренней процессуальной мотивацией менее всего эмоционально насыщена, эмоциональные оценки независимы от объективных недостижений, носят, в основном, предвосхищающий характер, в целом проявляются как постоянное наращивание удовольствия по мере приближения к результату, а незначительные промежуточные объективные достижения оцениваются в большинстве случаев как нейтральные.

Приводятся факты управления мыслительными процессами за счет эмоционального насыщения отдельных элементов проблемной ситуации (8). Эмоциональная активация специфическим образом интенсифицирует мыслительный процесс, положительно влияет на его продуктивность. Искусственно созданные ограничения эмоциональной активации приводят к невозможности решения мыслительных задач. Однако влияние эмоциональной активации на продуктивность мыслительной деятельности продолжает оставаться позитивным до определенных границ интенсивности эмоций. В этом проявляется регулятивная сущность эмоциональных явлений.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Д. Мейера, П. Сэловея (1990) эмоциональный интеллект – группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Первоначальная структура эмоционального интеллекта включала оценку и выражение собственных эмоций и эмоций других людей; саморегуляцию эмоций и регуляцию эмоций других людей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, переключение внимания, мотивация). В результате доработки в структуре эмоционального интеллекта выделены четыре компонента: способность безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; способность использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; способность понимать значение эмоций; способность управлять эмоциями (1; 4).

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Его результатом является принятие решения на основе отражения и осмысления эмоций.

Если эмоции, особенно низшие, не поддаются радикальной коррекции, то высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические) у человека воспитываются. К нравственных чувств относятся те, которые возникают при оцениваемых. УНИ поступков людей, анализе условий жизни, при осуществлении нравственных поступков. Среди них особое место занимает чувство долга. Оно основывается на переживании общественных потребностей и необходимости их испол. Ання. К нравственных чувств относятся также чувства доброжелательности к людям, сострадание, возмущение по поводу несправедливости, аморального поступка тощтощо.

Особое место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Это нравственное по своей сути чувство облагораживает любящих, объединяет мужчину и женщину и несет в себе сочувствие, переживания, а также обязанность одного перед вторым. Сопровождается это чувство также радостью существования объекта любви, нежностью и тоской во время разлуки, даже временной. Это чувство окрыляет людей на серьезные жизненные испытанияння.

Морально-политическими чувствами является приверженность своей. Родине, обществу, патриотизм, интернационализм и т.д.

Сочетание нравственного образования с трудом самой личности над достижением нравственных целей - единственно возможная организация эффективного нравственного воспитания

Формирование нравственных качеств личности является центральной проблемой воспитания и одной из важных проблем в деле формирования нового человека. У разных людей в зависимости от условий жизни и воспитания моральные услышите уття развиваются неодинаково. Моральная оценка выражается в таких категориях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливостьть.

Основой высокой гражданственности медицинского работника является формирование нравственных чувств, особенно таких, как гуманизм - любовь и уважение к человеку, забота о нем, сочувствие

Особое значение имеет воспитание чувства ответственности. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и к другим, к коллективу, обществу в целом. Ответственность лица истости предполагает осознание им своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки, знание своих прав и обязанностейів.

К интеллектуальных чувств относятся эмоциональные переживания, связанные с умственной деятельностью: чувство нового, удивление, уверенности в истинности решения и т.п., их основой является любовь к знаниям, которая может е приобретать разнообразных форм и направлении.

Истина - высший уровень интеллектуального чувства, она заставляет человека упорно работать, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности для того, чтобы больше е времени оставалось на ее поиск.

Формирование интеллектуальных чувств возможно только у лиц, имеющих определенный общеобразовательный уровень. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний приобретает среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе ученики овладевают основами знаний, способствующих развитию интеллектуальных чувств. Важную роль в их становлении играет создание в нашей стране различных научных и техничес х обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поддержка научной деятельности. Особая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянная приучения детей с раннего возраста до интеллектуальных занятий способствует развитию способностей ребенка, воспитанию любви к истинамстини.

Эстетические чувства - это переживание человека, связанные с восприятием им явлений природы, произведений искусства, благородных поступков и т.п.. Они имеют качественное выражение: от легкого волнения, удовлетворения, радости и или печали до настоящего эстетического восторга. При этом эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства разделяют на несколько форм их проявления - чувство возвышенного, комического, трагического т. ОЩощо.

Важнейшим условием разложения эстетических чувств является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения и красоты человеческих взаимоотношений. Уровень эстетической воспитанности зависимость жить от усовершенствования системы и методов воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, от систематического знакомства учащихся с мисте цтвом, от поведения родителей, от общения с природой тощо.

В целом моральное, интеллектуальное, эстетическое воспитание в значительной мере влияет на развитие и состояние жизненной позиции личности, т.е. системы ее взглядов и отношения к явлениям жизни, к труду, материальной их и духовных ценностей обществ.

Без учета чувств нельзя дать всестороннюю оценку личности. К. И. Чуковский писал, что, помимо всевозможных свойств, человеческая личность имеет свою душевную мелодию, которую каждый из нас носит повсюду с соб боя, и если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства без душевной мелодии, - это изображение наше будет ложь и клевета. Эту мелодию, как эмоции и чувства вообще, мы должны учитывать при вжды, на каждом шагу. Иначе завдаватимемо значительный вред здоровью человека, создавая стрессовые ситуации там, где можно было бы их избежатькнути.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, обусловленное ситуациями крайне сильного напряжения - угрозой для жизни, физическим и умственным напряжением, страхом, потребностью быстро принимать ответственные решения. Пи ид действием стресса у человека меняется поведение, она становится дезорганизованной, беспорядочной. Наблюдаются также противоположные изменения сознания - общая заторможенность, пассивность, бездействие. Изменение поведут нки является своеобразной защитой организма от слишком сильных раздражителей. Только решительные и спокойные люди, как правило, могут регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Но частые стрессовые ситуа ции изменяют психические свойства личности, которая становится более восприимчивой к отрицательным воздействиям стереотипов (рис 83с. 8.3).

Силу воздействия стрессового раздражения определяет не только объективная его величина (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т.п.), но и психическое состояние человека. Так, если человек на уверена, что она способна контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению уменьшить физическое или умственное напряжение, избежать опасной ситуации), то влияние стрессового фактора уменьшает ться. Существенные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить стрессовую ситуацию, чувствует себя обреченноою.

Стрессовые состояния особенно часто вызывают различные сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Основным фактором при этом является

Рис 83. В стрессовой ситуации часто происходит критическое перегрузки психики

распределение во времени действия стрессора. Возникновение и развитие заболевания, например, язвы желудка, связаны с тем, что действие стрессора совпадает с циклом секреции пищеварительной системы и усиливает выделение соляной ки ислоты. Если последней выделяется много, это приводит к раздражению, а затем и к воспалению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и, как следствие, возникают гастрит, язвенная болезнь то что. Модель возникновения психосоматических заболеваний можно представить в следующем видеді:

. Психосоматическая модель возникновения заболевания (за Beltrush, 1984)

Одной из форм стресса является фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие непреодолимой преграды на пути к удовлетворению потребности. Фрустрация ведет к различным изменениям поведения личности. Это может быть и или агрессия, или депрессийія.

От состояния эмоций часто зависит и возникновения таких заболеваний, как неврастения, приступы бронхиальной астмы и т.д.

Влияние эмоций на жизнь человека называется в психологии"смерть. Вуду""Смерть. Вуду» означает случаи, когда причиной смерти является психогенные факторы. Например, лица из австралийских племен, узнав, что й их очаровали, реагировали необычной паникой, которая приводила к смертностиа призводила до смерті.

Классификация чувств можно рассмотреть по нескольким основаниям.

1. По содержанию чувства обычно классифицируют по видам чувств. Принято выделять следующие виды чувств:

Ø моральные,

Ø интеллектуальные

Ø эстетические.

Моральные, или нравственные чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма).

Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и не успешности, к результатам интеллектуальной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят: любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием "предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство красивого и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического.

2. Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности.

Так, иногда чувства возникают очень быстро , например, в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно ("не сразу обрадовался"). Существуют эмоциональные переживания, скорость возникновения которых определить трудно или совсем невозможно (большинство наших настроений).

Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой.Сила чувств – это прежде всего сила переживания приятного или неприятного ("очень приятно", "малоприятно").

Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание продолжается в течение длительного периода.

| следующая лекция ==>

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений.

В зависимости от предметной сферы , к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

1. Нравственные, илиморальные чувства.

Это чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными.

Например, к моральным чувствам можно отнести чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

2. Морально-политические чувства.

Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

3. Интеллектуальные чувства .

Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств - удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства - является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

4. Эстетические чувства.

Это эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др..

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогран­ны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в еди­ном направлении, сосредоточение их на единой цели».

Дружба

Избирательные привязанности находят свое наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Ж.-Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, - это не любовь, а дружба». К.К. Платонов рассматривает дружбу как сложное моральное чувство, в структуру которого входят: потребность в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения при общении; воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах; совместные сопереживания, бывшие, существующие и возможные; эмоциональная память; чувство долга; страх потери; престижная (обычно идеализированная) его оценка. По Платонову, чувство дружбы к объекту другого пола входит в чувство половой любви, но может и не быть с ней связано.

Следует подчеркнуть, что как один из видов аттракции дружба обладает специфичностью. Если симпатия и любовь могут быть односторонними, то дружба таковой быть не может. Она предполагает межличностную аттракцию, т. е. проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных (интимно-доверительных) отношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией, влечением, любовью имеет более осознанный, прагматичный характер.

М. Аргайл отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может меняться. Она важнее всего для молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. Дружба снова становится высоко значимой в пожилом возрасте, когда люди выходят на пенсию или теряют близких людей. В промежутке между этими возрастами дружба по значимости уступает работе и семье.

Причины дружбы. М. Аргайл отмечает три причины, по которым устанавливаются дружеские отношения:

1) нужда в материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

2) нужда в социальной поддержке в форме совета, сочувствия, доверительного общения (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) совместные занятия, общие игры, общность интересов.

И.С. Кон в качестве таких причин называет: потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; свойства партнера, стимулирующие интерес или симпатию к нему; особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию парных отношений;объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения, групповая солидарность).

Согласно данным Аргайла, женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями.

Критерии выбора друзей. Во многих работах обсуждается вопрос - по каким признакам (по сходству или по различию) выбираются друзья. И.С. Кон считает, что, прежде чем решать этот вопрос, нужно уточнить ряд обстоятельств.

Во-первых, о каком классе сходств идет речь (пол, возраст, темпермент и т. д.). Во-вторых, степень предполагаемого сходства (полное или ограниченное). В-третьих, значение и смысл данного сходства для самой личности. В-четвертых, объем, широта диапазона сходств. Сходство друзей может ограничиться одной какой-либо характеристикой, а может проявиться по многим. Определение сходства или несходства во многом зависит также от того, каким представляет человек самого себя и друзей и какие они есть на самом деле.

Многочисленные социально-психологические исследования показывают, что ориентация на сходство в социальных установках явно преобладает над ориентацией на дополнительность. Подавляющее большинство людей предпочитает дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. Желательно также сходство основных ценностей, интересов. Правда, когда речь идет не о социальных установках и демографических признаках, получаемые результаты не так однозначны.

Дружат часто совершенно не похожие по психическому складу люди. Открытый и импульсивный человек может выбрать себе в друзья замкнутого и сдержанного человека. Отношения между такими друзьями дают каждому из них максимальную возможность для самовыражения при минимальном соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый в отдельности. Однако друзья редко бывают полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.

Правила поведения друзей. М. Аргайл и М. Хендерсон установили общие правила поведения, которые считаются наиболее важными для продолжения дружеских отношений и несоблюдение которых приводит к их разрыву и распределили их на четыре группы.

Обмен:

- делиться новостями о своих успехах;

Выказывать эмоциональную поддержку;

Добровольно помогать в случае нужды;

Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;

Возвращать долги и оказанные услуги.*

Интимность:

Уверенность в другом и доверие к нему.

Отношение к третьим лицам:

- защищать друга в его отсутствии;

Быть терпимым к остальным его друзьям*;

Не критиковать друга публично**;

Сохранять доверенные тайны**;

Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.**

Координация:

- не быть назойливым, не поучать*;

Уважать внутренний мир и автономию друга.**

Самые важные те шесть правил, которые не отмечены звездочками, так как они отвечают всем четырем критериям. Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяют отличить близких друзей от менее интимных. Они важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость. Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям. Они считаются важными и их нарушение может привести к прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Они не являются специфичными только для дружбы, а присутствуют и в других личных отношениях.

Детская дружба. Канадские психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа, изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нормативных ожиданий проходит три стадии развития:

1) ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой;

2) договорный характер отношений - неукоснительное соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга;

3) «внутренне-психологическая» стадия - первостепенное значение приобретают личностные черты: верность, искренность, способность к интимности.

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный характер. Например, Л. Н. Галигузова установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли. Детская дружба может прекратиться из-за пустяка, так как они не умеют мириться с частными недостатками своих друзей.

Первая влюбленность не только не ослабляет потребность в друге, но часто усиливает ее из-за потребности делиться с ним своими переживаниями. Но как только появляется взаимная любовь с ее психологической и физической интимностью, она перестает обсуждаться с друзьями до тех пор, пока в любовных отношениях не возникнут какие-то трудности.

Любовь

В настоящее время Д. Ли разработал более детальную типологию любви:

1) эрос - страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма - возникает из сочетания людуса и сторге - рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5) мания - появляется как сочетание эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь.

Любовь к конкретному человеку, по Э. Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

Любовь -это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным.

Выделяют несколько разновидностей любви.

Так, говорят об активной и пассивной формах любви; в первом случае любят, а во втором - позволяют себя любить.

Подразделяют кратковременную любовь - влюбленность и длительную - страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу. Говорят также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви.

Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви - решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений.

Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Таблица 12.2 Систематика видов любви Р. Стернберга

Вид любви

Интимность

Решение-обязательство

Симпатия

Страстная любовь

Придуманная любовь

Романтическая любовь

Любовь-товарищество

Слепая любовь

Совершенная любовь

Примечание: + компонент присутствует, - компонент отсутствует.

Любовь родителей к детям.

Э. Фромм (1998) указывает на различия материнской и отцовской любви.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет.

Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая - ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе - матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости до полного равнодушия.

Ревность

Ревность - это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности.

Ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т. п. .

П. Тительман следующим образом определяет различия между завистью и ревностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда из-за наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что значимо для него.

Если зависть в большинстве случаев считается недостатком человека, то ревность, имеющая объективные основания, является социально одобряемым чувством и поощряется обществом.

Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер считают чувство ущемленной гордости и осознание нарушения прав собственности.

Ревность к объекту сексуальной любви. Особое положение занимает ревность, проявляемая во взаимоотношениях между полами. Она связана с чувством любви и поводом для нее служит тот факт, что кто-то любит не нас, а другого. В этом случае собственное достоинство любящего становится уязвленным, оскорбленным. Эта ревность переживается особенно остро. Стоит только человеку представить, что его возлюбленный встречается не с ним, а с кем-то другим, как он начинает испытывать невыносимую душевную боль. В такие моменты человека пронизывает мысль, что он навсегда лишился чего-то очень ценного, что его бросили, предали, что он никому не нужен, а его любовь оказалась бессмысленной. Возникающее сознание своего одиночества и внутренней опустошенности сопровождается разочарованием, печалью, обидой, стыдом, досадой, гневом. В подобном состоянии человек не способен вести себя рационально.

Ревность связана с имевшейся ранее уверенностью человека в любви близкого человека и с его представлением, что только он вправе обладать им. Результатом этого является посягательство на личную свободу любимого, деспотизм, подозрительность. Нередки аффективные вспышки ревности, могущие привести к трагическим последствиям. Вследствие ревности любовь переходит в ненависть. Тогда человек стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого им человека. Подобная ненависть часто остается подавленной и проявляется в виде измывательства над возлюбленным.

А. Н. Волкова реакции ревности классифицирует по нескольким основаниям: по критерию нормы - нормальные или патологические; по содержательному критерию - аффективные, когнитивные, поведенческие; по типу переживания -активные и пассивные; по интенсивности - умеренные и глубокие, тяжелые.

Нормальные, непатологические реакции отличаются адекватностью ситуации, понятны многим людям, подотчетны субъекту, нередко контролируемы им. Патологическая ревность имеет противоположные характеристики.

Когнитивные реакции выражаются в стремлении анализировать факт измены, искать ее причину, искать виновного (я - партнер - соперник), выстраивать прогноз ситуации, прослеживать предысторию, т. е. создавать картину события. Когнитивные реакции больше выражены у лиц астенического склада, интеллектуалов.

Аффективные реакции выражаются в эмоциональном переживании измены. Наиболее характерные эмоции - отчаяние, гнев, ненависить и презрение к себе и партнеру, любовь и надежда. В зависимости от типа личности аффективные реакции протекают на фоне меланхолической депрессии или гневной ажитации. Преобладание аффективных реакций наблюдается у людей художественного, истероидного, эмоционально-лабильного склада.

Поведенческие реакции выступают в виде борьбы или отказа. Борьба выражается в попытках восстановить отношения (объяснения), удержать партнера (просьбы, уговоры, угрозы, давление, шантаж), устранить соперника, затруднить встречи с ним, привлечь внимание к себе (вызывание жалости, сочувствия, иногда кокетство). При отказе восстановить отношения связь с партнером обрывается или приобретает характер дистантный, официальный.

При активных реакциях, характерных для стеничных и экстравертированных личностей, человек ищет нужную информацию, открыто выражает свои чувства, стремится вернуть партнера, соревнуется с соперником. При пассивных реакциях астеничные и интровертированные личности не предпринимают настойчивых попыток повлиять на отношения, ревность протекает внутри человека.

Острые и глубокие реакции ревности являются результатом полной неожиданности измены на фоне благополучного супружества. Измена больше ранит доверчивого и преданного человека. Ревность становится затяжной, если ситуация не разрешается, партнер ведет себя противоречиво, не принимая определенного решения.

Волкова отмечает, что усилению реакции ревности способствуют:

1) инертные психические процессы, затрудняющие осознание, отреагирование и действие в данной ситуации;

2) идеалистический настрой, при котором человек не допускает никаких компромиссов в любовной жизни;

3) выраженное собственническое отношение к вещам и лицам;

4) завышенная или заниженная самооценка; при завышенной самооценке наблюдается деспотический вариант переживания ревности, при заниженной - человек остро переживает собственную неполноценность;

5) одиночество, бедность межличностных связей, при которой партнера некем заменить;

6) чувствительность человека к предательствам разного рода в иных партнерствах;

7) сильная зависимость от партнера в достижении каких-либо жизненно важных целей (материальная обеспеченность, карьера и др.).

Выделяют несколько видов ревности: тираническую, от ущемленности, обращенную, привитую (Линчевский, 1978).

Тираническая ревность возникает у упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает трудно или вовсе невозможно и не вызывают у сексуального партнера не только сочувствия, но и приводят к охлаждению во взаимоотношениях. Когда такой деспотичный субъект пытается найти объяснение этому охлаждению, то причину ее он видит не в себе, а в партнере, «у которого возник посторонний интерес, наклонность к неверности».

Ревность от ущемленности самолюбия проявляется у людей с тревожно-мнительным характером, с низкой самооценкой, неуверенных в себе, легко впадающих в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности. Неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности заставляет его видеть соперника в каждом встречном. И если ему покажется, что партнер не проявил к нему должного внимания, у него сразу возникают сомнения, подозрения относительно верности любимого человека.

Обращенная ревность представляет результат собственных тенденций в неверности, ее проекция на партнера. Ход рассуждений ревнующего такой: раз помыслы о супружеской неверности имеются у него, то почему они не могут быть и у других, в том числе и у его партнера? Обычно обращенная ревность возникает на месте угасшей любви, так как сохраняющаяся любовь редко сочетается с мечтами о других сексуальных партнерах. Данный вид ревности наиболее бытовой, прозаический.

Привитая ревность является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые», намеков по поводу неверности супруга.

Существуют следующие способы преодоления ревности:

1) отвлечение на что-либо значимое для человека (учеба, работа, забота о детях, хобби);

2) выработка нового взгляда на вещи, формирование морали прощения, сознательный контроль над реакциями ревности;

3) извлечение уроков, поиск собственных ошибок, построение новых отношений с партнером, возможно, другого типа;

4) обесценивание партнера и ситуации измены - соизмерение их в ряду других ценностей, жизненных утановок;

5) в случае распада партнерства - поиск нового партнера, изменение образа жизни, формирование других межличностных связей.

Детская ревность.

В детстве все испытали эмоциональные переживания, связанные с ревностью. Сначала ребенок любит свою мать и отца пассивно, при этом скоро он начинает понимать, что не всегда может добиться от них ответного чувства: ведь даже самая нежная мать и самый заботливый отец время от времени оставляют ребенка ради друг друга. Это убеждает ребенка, что всякий раз. когда он желает, чтобы кто-нибудь его любил, он рискует оказаться брошенным.

Первые реакции ревности наблюдаются уже у девятимесячных детей. Они примитивны и стереотипны. Ребенок кричит, плачет, дрыгается, когда он видит, как мать подходит к другому ребенку, берет его на руки. Реже ребенок ревнует к взрослому, например, когда мать делает вид, что обнимает отца. Ребенок может ревновать и к кукле, он бросает ее, если видел, как ее гладили родители. В десять месяцев видя, как мать кладет голову отцу на плечо, старается всунуться между ними.

В возрасте один год и девять месяцев девочка не хочет, чтобы шили платье ее кукле. В возрасте два с небольшим года враждебные действия в связи с ревностью уже сдерживаются, вместо них появляются переживания, обида, надувание щек.

Затем в возрасте от двух с половиной до пяти лет ревность появляется при наличии у ребенка уже активной любви к родителям, которая оказывается ими «неразделенной»; мать или отец не ответили ему взаимностью, не отнеслись к его чувству с желаемым трепетом. Ребенок чувствует себя отвергнутым, изолированным, «выставленным за дверь дома, в котором наслаждаются любовью и счастьем другие». Этот опыт закладывает основу для всех последующих невротических расстройств и других психопатологий у данного человека.

У мальчиков возникает позитивный эдипов комплекс (по имени мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей матери и убившего своего отца). Он проявляется в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Возможен и негативный эдипов комплекс, когда у мальчика возникает любовь к отцу и ненависть к матери. Иногда обе формы сочетаются и возникает амбивалентное отношение к родителям.

У девочек возникает комплекс Электры (по имени мифической царевны, которая, мстя за убийство своего любимого отца, участвовала в убийстве своей матери, виновной в его гибели). У девочек возникает сексуальное влечение к отцу и ревность к матери, которая рассматривается как соперница. Как и у мальчиков, этот комплекс может быть позитивным, негативным (любовь к матери и ненависть к отцу) и смешанным.

У детей ревность возникает и по отношению к своим братьям и сестрам. Для первенца появление второго ребенка в семье является серьезным испытанием. Ведь старший ребенок лишается монопольного права на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая разница в возрасте (два-три года) увеличивают вероятность появления ревности и соперничества за внимание матери. Однако насколько разовьется эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему, что он по-прежнему желанен и необходим для них.

Можно полагать, что чувство ревности имеет филогенетические корни. Один из цирковых дрессировщиков рассказывал, что когда молодой леопард начинает выполнять трюки старого, последний начинает ревновать.

Враждебность

Чувство враждебности - это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. А. Басс понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Мне более импонирует понимание враждебности К. Изардом, который определяет ее как комплексную аффективно-когнитивную черту, или ориентацию личности, что соответствует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Чувство враждебности возникает из отрицательного опыта общения и взаимодействия с каким-либо человеком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии» (Н.Д. Левитов), т. е. в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению.

Однако А. Басс отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враждебных чувств.

К. Изард тоже подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические действия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессивное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя трудно представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т. е. не пожаловался на него кому-нибудь, не сказал про него какую-нибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о проявлении прямой физической и вербальной агрессии).

К. Изард даже считает, что враждебность является сложным мотивационным состоянием, но здесь, на мой взгляд, он допускает ошибку. Чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонении от контакта) в качестве одного из мотиваторов, но подменить весь мотивационный процесс и мотив оно не в состоянии.

Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть.Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и человечество в целом, хотя сильное разочарование относится только к конкретному лицу.

Озлобленность - это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни всех и вся, ожесточение. Это хроническое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости, озлобления (ненависти: см. также раздел 12.8). Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равнодушием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились когда-то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования.

Ксенофобия. Ненависть, обращенная против определенных групп населения, например против таких меньшинств, как иностранцы или эмигранты, обозначается как ксенофобия, в которой, как пишет П. Куттер, «нет и следа страсти, а есть только неприкрытая ненависть и жажда разрушения...». У некоторых женщин и мужчин в результате неудачной любви может возникнуть ненависть ко всем лицам противоположного пола.

Ненависть проявляется также в злопыхательстве, т. е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к кому-нибудь, а также в клевете, особенно если ненависть носит скрытый характер.

В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.

Цинизм. Специфичным проявлением презрения является цинизм, т. е. устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин «цинизм» обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили свои диспуты на афинском холме под названием Kynosarges . В латинском языке слово «киники» стало звучать как «циники». Киники проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию. Проявляется цинизм как в словах, так и в поступках: надругательстве над тем, что составляет культуру человечества, глумлении над нравственными принципами, осмеянии идеалов, попрании человеческого достоинства. Таким образом, цинизм является не только эмоциональным, но и моральным чувством.

Чувства человека многообразны и зависят от нашего взаимодействия с существующей действительностью. Огромное количество испытываемых нами эмоций объясняется еще и тем, что, близкие по своему характеру, они отличаются друг от друга степенью интенсивности переживания и оттенками экспрессивной окраски. Многообразие чувств приводит к настойчивым попыткам их систематизировать и классифицировать. Нужно упомянуть и о часто повторяющихся попытках сгруппировать чувства с точки зрения эмоционального тона и интенсивности переживания, а также и по характеру отношения человека к объекту чувства. Речь идет о легкой или бурной радости, негодовании, ненависти, скорби, печали, стыде, восхищении, сочувствии, любви и так далее.

Эта классификация дает возможность произвести некоторую систематизацию чувств человека. Но она является принципиально неполной. В ней есть отвлечение от конкретного содержания, которое имеет очень большое значение для характеристики чувств. Например, очень отличаются друг от друга радость в связи с победой любимой футбольной команды и радость от встречи со знакомым или связанная с прослушиванием музыкального произведения. Также различны по эмоциональной окраске некоторые виды беспокойства: за судьбу героя романа или фильма, при катании на лодке в сильный ветер, вызванные мнением людей при совершении нами какого-то поступка и так далее. Отвлечение от конкретного содержания чувства, имеющее место быть в подобной классификации, привело к созданию групп, учитывающих их содержательную сторону.

Принципы классификации чувств

Прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии. Он говорит о том, что психика человека представляет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Поэтому вопрос может быть поставлен так: как отражается в сфере чувств индивидуума та реальность, в которой он живет, действует, с которой он многообразно связан?

Действительность понимается нами в самом широком смысле. Это - природа, человеческое общество, отдельно взятые люди, социальные институты (государство, семья и так далее), процесс и продукты человеческого труда, выступающие в различных формах, нормы морали и так далее. В индивидуальном сознании человека отражены те черты общественного сознания, которые присущи данному обществу, эпохе с ее кругом воззрений на мир, жизнью, правилами и нормами поведения и взаимоотношений между людьми.

Действительность в ее конкретных проявлениях каждая личность воспринимает, руководствуясь общественным сознанием своего времени. Мы все живем в этих реалиях и действуем согласно развившимся в нас потребностям, оценкам, взглядам на вещи и явления, представлениям о моральном и прекрасном, приобретенным в процессе нашей жизни в обществе. Эта действительность отражается в индивидуальном сознании каждого конкретного человека, в том числе и в эмоциональной сфере.

Исходя из этого, чувства различаются: во-первых, по объекту действительности, на который они направлены (реальный, воображаемый, настоящий, прошлый и так далее, обладающий определенными свойствами и качествами с точки зрения общественной практики); во-вторых, по своей сути и содержанию. Под содержанием следует подразумевать направленность чувства, характер эмоционального отношения к объекту (принимается объект чувства или отвергается и так далее) и особенности возникающего при этом субъективного состояния. Связь человека с действительностью, выступающая в процессе его жизни и деятельности в сложных многообразных сочетаниях, делает до некоторой степени условной ту классификацию чувств, которую можно установить.

Тем не менее, некоторые виды чувств следует выделить. И прежде всего, это те из них, которые с достаточным основанием называют высшими чувствами: моральные, эстетические, интеллектуальные. Они связаны с восприятием и осознанием людьми многообразных явлений социальной жизни и культуры. Эмоциональное отношение человека, проявляющееся в этих переживаниях, может распространяться как на относительно простые, так и на сложнейшие формы отношений, на социальные институты и создания культуры. Такие виды эмоций и чувств обладают рядом характерных особенностей.

Во-первых, они в своих развитых формах могут достигать большой степени обобщенности. Во-вторых, что очень существенно, они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности. Эти высшие чувства, благодаря тому, что в них в известной мере раскрывается отношение человека в целом к миру и к жизни, иногда называют мировоззренческими чувствами. В конкретном переживании личности, относящемся к сложному явлению действительности, они могут выступать в слитном комплексе и в различных сочетаниях, но для более точного выяснения их качеств стоит рассмотреть их в отдельности.

Эстетические чувства

Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.

Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.

Нужно сказать, что эстетические виды чувств могут быть как созерцательными, так и активными. В первом случае это вызвано простым наблюдением за объектами, составляющими реальность человека, во втором варианте такие эмоции способны придавать эстетические черты нашим действиям. Поэтому индивидууму свойственно наслаждаться и в процессе того, как он сам поет или танцует. Особенно важна роль эстетических ощущений для творческих натур, стремящихся передать свое мировосприятие через создаваемые ими произведения искусства, литературы, живописи и многое другое.

Если говорить более конкретно об этом виде человеческих эмоций, то в представляемом им разнообразии ощущений стоит выделить несколько наиболее важных. Эти переживания знакомы любому человеку, без них невозможно представить себе полноценную духовную жизнь каждого индивидуума и общества в целом. Итак, наиболее значимыми чувствами описываемого вида являются следующие.

Эстетическое наслаждение

В его основе лежит ощущение удовольствия, которое испытывает человек в момент восприятия им цвета, форм, звуков и других особенностей объектов или явлений. Именно благодаря этому чувству мы можем предпочитать одни оттенки красок другим, выделять те или иные отдельные ноты, восхищаться особенно понравившимся элементами архитектурных сооружений. Это наиболее простая форма эстетического наслаждения. Что касается его более сложных проявлений, то в этом случае речь пойдет уже не об отдельно взятых частях, а о их сочетаниях при восприятии целого предмета или явления.

Например, если представить себе образ чистокровного рысака, то в нем человеку может нравиться все - масть, порода, стремительность движений и даже горделивое ржание. Потому что все эти присущие коню черты находятся в гармонии друг с другом и создают целостный завершенный образ. Если говорить о звуках, то эстетическое наслаждение мы получим от консонанса, а вот диссонанс вызывает противоположные эмоции. То же относится и к движениям, ведь их ритмичность нравится больше, чем ее отсутствие.

Ощущение красоты

Это чувство свойственно испытывать человеку в тот момент, когда он воспринимает видимую и осязаемую красоту природы и людей. Такие ощущения и эмоции вызывают у нас прекрасные цветы, грациозные животные, живописные ландшафты и так далее. Чувство прекрасного мы переживаем и тогда, когда благородные поступки какого-либо человека заставляют задуматься о широте его души и правильных жизненных установках.

Нужно сказать, что красота явлений и предметов существует сама по себе и не зависит от того, воспринимает ли ее наше сознание. Она соединяет в себе все части, из которых состоит нечто целое. Например, облик человека - это не просто очертания фигуры. Мы воспринимаем каждую черту лица, цвет глаз, кожи и волос, гармоничность и пропорциональность фигуры, тембр голоса и так далее.

И, что особенно важно, красота не может состоять только из чисто внешних факторов. Форма обязательно должна соответствовать содержанию. Ведь часто бывает так, что в лице человека заметна асимметрия и ему далеко до классических канонов, но оно настолько гармонично соответствует душе и ярко выражает характер, что воспринимается нами как по-настоящему прекрасное.

Чувственное восприятие трагического

Эти эмоции связаны с сильными душевными переживаниями. Например, особенно удачная актерская игра в создании определенного человеческого образа способна вызывать в нас целую цепочку таких трагических чувств, как сострадание, негодование, сочувствие. Эти ощущения облагораживают людей, заставляют задуматься о высоком, придавая мыслям особенную глубину и тонкость восприятия.

Сила аффективных состояний оказывает своего рода очищающее влияние на человека. Наблюдая за развитием особенно драматического сюжета в театре, кино или читая книгу, мы в своих нарастающих ощущениях все ближе подходим к развязке. А когда она в конце концов наступает, то человека охватывает буря эмоций и переживаний, после которых он находит успокоение и умиротворение. Но для этого само произведение должно быть воистину прекрасным и необыкновенно впечатляющим.

Чувство комического

Эти эмоции, пожалуй, можно назвать наиболее противоречивыми из всех видов эстетических чувств. Действительно, мы смеемся иногда над совершенно полярными вещами, над тем, что, казалось бы, должно вызывать скорее слезы. Но так устроен человек - по утверждениям великих философов, он состоит из сплошных противоречий. Мы смеемся над всякого рода несоответствиями: например, высокий толстый мужчина за рулем крошечного авто, трехлетняя малышка в маминых туфлях «на шпильке» и так далее.

Что же касается смеха сквозь слезы, то это часто происходит с людьми, склонными к рефлексии. Именно они обычно многого ждут от действительности, склонны идеализировать окружающий мир и хотят видеть высокий смысл там, где его нет. А когда оказывается, что многообещающие формы скрывают под собой пустоту, то мы смеемся, иногда над собой же. И это очень хорошее качество, которое развивает в нас именно чувство здравого юмора, ведь оно позволяет задуматься над несовершенством мира и направить свои усилия для того, чтобы как-то повлиять на него. Например, знакомые всем из журналов иллюстрации, высмеивающие те или иные человеческие пороки (курение, алкоголизм, супружеская неверность, лень, жадность и так далее) заставляют вести борьбу с ними в собственной реальной жизни.

Нравственные или моральные чувства

Этими видами чувств характеризуются переживания, которые человек испытывает в своих отношениях с другими людьми, с социумом, а также в процессе выполнения тех или иных обязанностей, налагаемых обществом. Здесь имеют смысл нравственные ценности и понятия личности - именно они формируют в каждом из нас облик морали и нравственности. Ведь что такое, например, совесть? Это мера ответственности за тот или иной поступок человека перед обществом.

К моральным чувствам можно отнести все те эмоции, которые мы переживаем в процессе общения с людьми: доверие, искреннее расположение, привязанность, дружба, любовь. Не стоит забывать и о чувстве долга, национальной гордости, любви к Родине, солидарности и так далее. Роль этого вида чувств очень велика, ведь человеку важно уметь не только раствориться в толпе, то есть отстоять собственное «я», но и вовремя консолидироваться с себе подобными, обретая нравственное «мы».

Гуманизм

Именно с чувством гуманности связана наша любовь к Родине, к людям, патриотизм и национальное самосознание. В этом случае работает целая система жизненных установок человека, задействованы все его нравственные нормы и ценности. Они выражаются в сопереживаниях, направленных на общение, помощь, взаимовыручку. Именно благодаря гуманизму мы с уважением относимся к правам и свободам других людей, стараемся не нанести ущерба их чести и не оскорбить достоинство.

Чувство чести и достоинства

Этим видам высоких чувств свойственно определять отношение человека к самому себе и то, как его воспринимают окружающие. Простыми словами, честь - это признание другими людьми ваших достижений. Именно эти чувства вызывают в нас самих желание создать достойную репутацию, определенный уровень престижа, доброе имя среди себе подобных.

Достоинство - это общественное признание прав того или иного человека на уважение и независимость со стороны социального окружения. Но мы и сами должны осознавать все это, оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности и отвергать то, что может унизить или оскорбить нас. Непредвзятая оценка человеком своих действий и отношений к другим людям является еще одними определениями совести. Чем выше наше моральное и нравственное самосознание, тем ответственнее и совестливее мы поступаем.

Чувства вины и стыда

Эти не совсем приятные эмоции также относятся к нравственным чувствам, формирующим образ любого нормального человека. Они являются своеобразными стражами, которые охраняют нас самих от пагубного действия наших пороков. Вина является более зрелой эмоцией - она выражена ярче, нежели стыд. Чувство вины возникает в том случае, если человек совершает что-либо, идущее вразрез с его моральными убеждениями и принципами. Именно такие ощущения не позволяют нам выходить за рамки жизни в социуме.

Что же касается стыда, то его часто путают с виной. Однако это разные ощущения. Распространенными проявлениями стыда являются дискомфорт, растерянность, сожаление, испытываемые человеком в том случае, если он не соответствует требованиям других людей. В этом случае он ждет презрения или насмешек. Так чувствует себя неопытная стриптизерша, переживающая дебютное выступление на сцене в мужском клубе. Ведь она боится обмануть ожидания толпы и стыдится своей обнаженности и беззащитности.

Интеллектуальные чувства

И, наконец, пришла пора поговорить о третьем виде высоких человеческих чувств - об интеллектуальных. Их основой является любая познавательная деятельность, осуществляющаяся нами во время учебы, работы и творческих изысканий в науке или искусстве. Именно интеллектуальные чувства отвечают за поиск истины, то есть единственно правильного ответа на множество важнейших общечеловеческих вопросов.

Существует неразрывная связь между процессами познания и интеллектуальными эмоциями. Первое невозможно без второго. Умственная деятельность человека, которая возникает в процессе научной работы, принесет ощутимые плоды только в том случае, если он по-настоящему заинтересован в объекте своего изучения. А те из нас, кто учится или трудится просто из чувства необходимости, часто не достигают успеха в этом и разочаровываются.

Чувство удивления

Это ощущение возникает, когда человек знакомится с чем-то новым и неизвестным. Нас удивляют необычайные события, о которых мы лишь могли догадываться. Успешный процесс познания вообще невозможен без этой эмоции с ее радостным оттенком. Удивление, которое вызывается той или иной неожиданностью, заставляет человека обратить пристальное внимание на неизвестный ему объект или явление, тем самым побуждая узнавать все новые и новые грани мира.

Чувство сомнения

Практический любой человек испытывает его, если на пути к истине сталкивается с противоречиями. Именно сомнение побуждает нас искать новые доказательства правоты и верности взглядов и теорий, всесторонне проверять их и лишь тогда отпускать в мир. Без этих эмоций трудно представить себе хотя бы одно научное открытие, да и вообще человеческую жизнь во всех ее проявлениях.

Чувство смутности или ясности мысли

Эти ощущения проявляются в нас беспокойством и неудовлетворенностью, если объект нашего познания видится нами неясно, если мы не можем сориентироваться в его чертах и связях. Такие чувства принуждают человека глубже разбираться в тех или иных вопросах, связанных с учебой или работой. Как только наши мысли из смутных и неопределенных превращаются в ясные, наступает так называемое прозрение и удовлетворенность собой, мысли упорядочиваются и обретают логическую последовательность.

Чувство недоумения

Такие ощущения связаны с невозможностью дать четкое объяснение какому-либо факту, объекту или явлению. Случается, что мы в своих исследованиях и изысканиях попадаем в ситуацию, когда существующие связи и определения чего-либо не устраивают нас. Тогда мы вновь вынуждены начинать все сначала и искать ошибки в своих действиях. Недоумение заставляет человека возвращаться, чтобы выбрать правильное направление.

Чувства догадки и уверенности

На этих ощущениях основывается построение научных гипотез и их доказательство. Вначале человек еще не может с точностью установить и проследить связи между исследуемыми объектами, но догадывается об их характере. В процессе дальнейшей умственной деятельности появляются логичные умозаключения, которые подтверждаются на практике. Именно тогда мы чувствуем уверенность в правильности своих действий.

Испытываемые людьми чувства, описанные выше, и многие другие, будучи личным «откликом» на окружающую действительность, порождены в своем содержании, прежде всего, характером того явления, на которое они направлены. Затем они определяются тем отношением, которое выработалось у каждого из нас к данной стороне действительности в процессе длительной общественной практики. И, наконец, они во многом зависят от природы индивидуальных потребностей человека, развивающихся и преображающихся в процессе развития общества.